Бобат-терапия
Показания к применению концепции Бобат
- Неврологические и церебральные нарушения движения
- Генетические и другие изменения нервной системы
- Невро-мышечные заболевания
- Задержка в развитии
- Сенсомоторные и когнитивные нарушения
История и суть метода Бобат
Невролог доктор Карл Бобат со своей супругой Бертой в 40-е годы разработали комплекс упражнений лечебной гимнастики для лечения пациентов с инсультами. Но очень быстро концепция Бобат была успешно перенесена на младенцев и маленьких детей с врождёнными нарушениями моторных функций организма. Чтобы развить и привить ребёнку новые навыки, терапевт использует игровую терапию и специальные упражнения. Терапия основана на неврологических принципах и учитывает закономерности детского развития. Воздействие происходит посредством целенаправленного использования врождённых реакций равновесия, выпрямления и опоры; задействования определённых ключевых моментов и суставов (головы, плеч, спины, рук, ног и т.д.).
Один из важнейших принципов концепта Бобата заключается в том, что занятия проводятся каждый день и становятся неотъемлемой частью повседневной жизни ребёнка. Родители принимают активное участие в занятиях и учатся проводить игровую терапию самостоятельно.
Начало лечения: анализ возможностей пациента
Исходная точка лечения — это анализ двигательного режима и двигательных способностей пациента. В рамках этого анализа также учитываются социально-экономические параметры и способность общаться, взаимодействовать с людьми.
Последовательность анализа такова: в первую очередь необходимо понять и оценить то, что пациент уже может делать (ресурсы). Только после этого начинается оценка дефицитов и проблем развития.
Анализ исходной ситуации проводится не только самим терапевтом. Пациенты и члены их семей активно участвуют в процессе анализа и обсуждения плана лечения.
Цели лечения по концепции Бобат
Одна из самых важных целей — достигнуть максимально возможнго уровня самостоятельности пациента в каждодневной жизни.
Кроме этого, очень важный аспект — избежать вторичных изменений, таких как, например, тугоподвижность суставов.
На основе вышеуказанных целей, а также анализа ресурсов и желаний пациента вырабатываются индивидуальные цели терапии.
Дети тренируются в функции держания осанки и в своих двигательных способностях в обычной, повседневной жизни. Терапевт должен обладать обширными и глубокими знаниями о взаимодействии факторов восприятия и моторных, когнитивных, эмоционально-коммуникативных факторов развития ребёнка. Именно благодаря этим знаниям (исходя из ресурсов ребёнка) терапевт вырабатывает программу для ежедневных занятий в повседневной жизни. И согласовывает эту программу с целями родителей и других специалистов. При ежедневном уходе за ребёнком родители могут постоянно способствовать развитию малыша.
Изначально концепция Бобат разрабатывалась для лечения детей-инвалидов. Кроме этого, методика может помочь в формировании правильной осанки ребёнка при лёгких формах нарушения развития (правильный подход к ношению ребёнка или переворачиванию).
HANDLING — Повседневный уход и правильное обращение с детьми являются важной частью Бобат-концепции. Для развития ребёнка важно чтобы он смог почувствовать физиологические схемы движения. За счёт разработки этих схем движения ребёнок сможет к ним привыкнуть и перенять их, насколько возможно, в свой двигательный репертуар.
HANDLING включает:
- как правильно поднимать, брать наруки и класть ребенка
- как раздевать и одевать ребенка
- как носить ребенка
- как кормить ребенка
- как играть с ребенком
- как класть ребенка и как он должен лежать
Для более взрослых детей, подростков и взрослых:
- как вставать, садиться и ложиться
- как одеваться и раздеваться
- как двигаться (вперед)
- личная гигиена
- еда и питье
- игра и работа
- сидение и стояние