Неврология

Психомоторное развитие ребёнка в возрасте до одного года. Практические советы

доцент, к.м.н. Л.А. Фёдорова, неонатолог, детский невролог, педиатр

Дорогие папы и мамы! Чтобы избежать ошибок, неправильных действий в периоды роста, развития и воспитания своего ребёнка вы вынуждены осваивать огромное количество информации, а вопросов очень много... Должен ли ребёнок в 6 месяцев поворачивать голову при обращении по имени? А когда он должен самостоятельно сидеть? Должен ли к первому году говорить 30 слов? Действительно ли есть стандарты развития или всё индивидуально? Что на самом деле важно в раннем детстве, а значение чего преувеличено? Если вашему ребёнку поставили диагноз энцефалопатии, что это значит? И как с этим справляться?

На своих консультативных приёмах я постоянно сталкиваюсь с подобными вопросами. Чтобы ответить на них, а также разобраться с проблемами малыша и жалобами родителей, стараюсь максимально подробно изучить историю рождения ребёнка, осмотреть его и оценить неврологический статус и психомоторное развитие. Комплексное обследование позволяет не только выявить (или исключить) патологию, но и дать практические рекомендации по лечению и правилам развивающих занятий с малышом.

Первый год жизни — самый значимый период в жизни человека с точки зрения психомоторного развития. Этот этап знаменует превращение четвероногого младенца в прямостоящего и прямоходящего ребёнка. Но и бурное развитие психики человека, становление интеллектуальных функций, таких как память, внимание, интеллект, мышление, начальное речевое развитие также приходится на этот возраст. Поэтому развивающие занятия, общение со взрослыми, обучение первым навыкам самообслуживания так важны для грудного малыша.

Немаловажную роль в этом возрасте имеет грудное вскармливание — основа для правильного развития мозга, желудочно-кишечного тракта, иммунной системы, становления психики. Если рассматривать основные этапы развития ребёнка на первом году жизни, то особое внимание надо уделить социальному развитию.

Коммуникабельность — важнейший критерий оценки состояния ребёнка

Коммуникабельность — способность новорождённого вступать в контакт со взрослым, осматривающим его с чувством эмпатии. Эмпатия — готовность к пониманию психологического состояния другого человека, сопереживания ему. В этом раннем возрасте коммуникативное развитие младенцев означает его психосоциальное развитие. Действительно, младенец — «максимально социальное существо», и именно в этот период существует единственная и неповторимая зависимость ребёнка от взрослых. Психологический критерий окончания кризиса новорождённого наступает с появлением социальной улыбки (в 4–5 недель) — улыбки в ответ на лицо или голос матери. С первой улыбкой, появлением комплекса оживления формируется социальная ситуация психического развития «мы» (Выготский Л.С.).

Особенность социальной ситуации развития малыша первого года жизни состоит в противоречии между максимальной потребностью общения и минимальными возможностями (отсутствие речи). Рассмотрим основные этапы коммуникативного развития грудного ребёнка.

Нормы развития младенцев первого года жизни

В возрасте 6–12 месяцев заключается в потребности в сотрудничестве, вовлечении взрослого во взаимодействие. В этом возрасте общение сочетается с предметно-манипулятивной деятельностью ребёнка, игровыми контактами со взрослыми, игры — прятки, игры-стишки.

Если говорить об эмоциональном развитии ребёнка, то оно выражается в реакции на отношение «ребёнок — взрослый».

Особое значение в нейро-когнитивном развитии ребёнка имеет становление речевой функции — одной из основных показателей интеллекта человека.

Главное достижение первого года жизни — овладение прямохождением. Развивается весь двигательный аппарат. Для детей второго года жизни ходьба становится потребностью. В середине второго года жизни малыш осваивает разнообразные движения, носит и перемещает предметы. Мышечное чувство становится основой в восприятии расстояния и пространственного положения предметов.

Подробнее о нормах моторного, эмоционального и социального развития, формировании зрения, слуха, речи и цикла сна — читайте здесь.

Признаки группы риска по неврологическим нарушениям

На консультативном приёме мы обязательно обсудим проблемы, связанные с задержкой развития малыша (если они будут выявлены), и мероприятия, необходимые для улучшения неврологического статуса. В нашем центре работают специалисты Европейской Школы, которые работают по специальным методикам, основанным на принципах доказательной медицины. Мы обязательно вам поможем!

Наши специалисты

Поделиться с друзьями:

Записаться на приём

Имя *
E-mail *
Телефон
Сообщение *
Файл

Задать вопрос специалисту

Имя *
E-mail *
Телефон
Вопрос:

Сообщение отправлено

Наши менеджеры свяжутся с вами в ближайшее время :)

Сообщение не отправлено!

Ваше сообщение не удалось отправить. Приносим свои извинения

Бесплатная консультация включает в себя:

  1. Войта-диагностику
  2. Физиотерапевтическое обследование для определения уровня ребенка и выявления возможных нарушений
  3. Разработка программы терапии (в случае выявления нарушений)
  4. Длительность бесплатной консультации - 20 минут.
Имя *
E-mail *
Телефон *