Развитие ребёнка первого года жизни

Патологические признаки развития ребёнка

Эта статья поможет оценить развитие вашего ребёнка. В ней описаны основные этапы развития ребёнка первого года жизни. Отклонения более, чем на 6 недель неизбежно ведут к развитию аномальных стереотипов движения. Также в статье описаны признаки нарушения координации движения и патологические признаки развития.

Важность моторных навыков очевидна для развития человека. Через движения человек может реагировать на изменения окружающего мира, действовать в соответствии с этими изменениями и справляться с ними. Именно в первый год ребёнок проходит все этапы двигательного развития от удержания головы до самостоятельной ходьбы. Этапы развития первого года жизни тщательно изучены и описаны.

Диагностика развития на первом году жизни ребёнка играет важную роль. Важно вовремя выявлять задержки развития ребёнка, сравнивая его развитие с нормами, а также вовремя выявлять признаки нарушения координации движения. Раннее выявление задержки развития позволяет рано начать терапию для минимизации двигательных проблем в будущем. Диагностика-онлайн нарушений и задержек развития позволяет не выходя из дома за 30–40 минут получить достоверное заключение об отсутствии задержек и патологий развития младенца.

 

Читать подробнее о диагностике

Онлайн-приём

 

Новорождённый

Положение на животе

Голова повёрнута в одну сторону, положение тела асимметричное, руки согнуты и прижаты к туловищу, кисти слегка в кулачках. Функция опоры на руки только начинает появляться. Опора на предплечья и кратковременный подъем головы с верхней частью туловища после полутора месяцев. Таз приподнят и ноги согнуты.

рис. 1.1 

Положение на спине

Положение на спине также асимметрично. Ребёнок реагирует на окружающий мир всем телом, это так называемые глобальные движения. На 6 и 7 неделе появляется поза фехтовальщика: поворот головы в сторону и фиксация взгляда сопровождается выпрямлением ноги и руки с той же стороны одновременно с хватательными движениями.

С 2 месяцев может соединять руки в положении на спине.

С полутора месяцев — контакт глазами с окружающим миром и улыбка.

рис. 1.2

3 месяца

Симметричная поза с опорой на локти

Ребёнок теперь уверенно удерживает голову и верхнюю часть туловища, преодолевая силу тяжести. При этом ребёнок симметрично опирается на локти. Центр тяжести смещается к пупку и дальше в сторону таза.

Шейный отдел позвоночника выпрямлен и голова может свободно поворачиваться. Становится возможным движение глаз без поворота головы.

Бёдра свободно выпрямлены и развёрнуты наружу.

С 4,5 месяцев переносит вес на одну руку, другой может при этом захватывать игрушку, и бедро противоположной ноги.

рис. 1.3

Стабильное положение на спине

Положение на спине становится стабильным и уверенным, что создаёт предпосылки к удержанию ног против силы тяжести со сгибанием тазобедренного сустава, коленей и стоп под прямым углом. Руки могут захватывать предметы при этом ноги тоже ассоциативно подтягиваются, стопы также делают хватательное движение, начиная с 4-го месяца.

С 4-го месяца формируется процесс поворота на бок.

рис. 1.4 

6 месяцев

Перенос веса на одну руку и симметричная опора на кисти

С 4,5 месяцев, лёжа на животе, ребёнок может переносить вес на одну руку, а другой хватать предметы. С 6 месяцев опора на прямые руки и бедра.

рис. 1.5


рис. 1.6

Перевороты

C 6 месяцев целенаправленный переворот со спины на живот.

Ребёнок теперь может играть в игрушки во всех положениях. Он может хватать ножки и тянуть пальцы в рот.

7–8 месяцев — уверенное положение на боку.

К 8 месяцам пинцетный захват предметов и запуск мелкой моторики.

рис. 1.7


рис. 1.8


рис. 1.9


рис. 1.10

9 месяцев

Косое присаживание

Развитие ребёнка уже не описывается положением на спине или на животе. Ребёнок начинает своё первое перемещение и исследование пространства: с 7 месяцев ползание на животе и перекатывание через бок (c 8 месяцев уверенные перевороты с живота на спину).

Первые попытки подняться и осмотреть пространство — между 7 и 8 месяцами. У ребёнка в это время появляется стабильное положение лёжа на боку и затем боковое присаживание. К 9 месяцам ребёнок сможет длительно сидеть без помощи рук.

рис. 1.11

Ползание на четвереньках

К 9 месяцам ребёнок начинает ползать на четвереньках. Если в 7 месяцев ребёнок в положении на четвереньках начинал раскачиваться вперёд и назад, то сейчас он начинает координированно ползать, перемещая руку и противоположную ей ногу (перекрёстное ползание).

рис. 1.12

12 месяцев

Свободный бег

Дальнейшее исследование пространства с перемещением «на высоте».

Когда ребёнок на четвереньках подползает к опоре, он хватается руками за неё и встаёт на одну ногу, подставляя к ней другую. Вскоре он начинает ходить вдоль опоры.

Однако потребуется некоторое время, пока ребёнок поймёт, что его ноги могут нести тело. Для своей безопасности он начинает перемещаться от одного предмета мебели к другому.

К 12 месяцам примерно 50% детей делают свои первые самостоятельные шаги. Они пробуют этот свой новый навык, часто спотыкаясь и падая вначале и далее при каждой возможности.

С развитием движения и освоением пространства у ребёнка развивается осознание собственного «Я», навыки социализации и коммуникации.

рис. 1.13

В каких случаях вам необходима консультация специалиста

 

Читать подробнее о диагностике

Онлайн-приём

 

Признаки нарушения координации движения или патологические признаки развития

В этих случаях ребёнку необходима терапия!

1. Ребёнок напрягает ноги, тянет носочки





2. Ребёнок выгибается, запрокидывает голову



3. Руки сильно зажаты в кулачки



4. Асимметрия тела, голова повёрнута в одну сторону, есть наклон тела в одну сторону



5. Отсутствует опора на руки



6. Ребёнок берёт предметы только одной рукой

7. Ребёнок напрягает шею, на шее складки

 

Читать подробнее о диагностике

Онлайн-приём

Наши специалисты

Поделиться с друзьями:

Записаться на приём

Имя *
E-mail *
Телефон
Сообщение *
Файл

Задать вопрос специалисту

Имя *
E-mail *
Телефон
Вопрос:

Сообщение отправлено

Наши менеджеры свяжутся с вами в ближайшее время :)

Сообщение не отправлено!

Ваше сообщение не удалось отправить. Приносим свои извинения

Бесплатная консультация включает в себя:

  1. Войта-диагностику
  2. Физиотерапевтическое обследование для определения уровня ребенка и выявления возможных нарушений
  3. Разработка программы терапии (в случае выявления нарушений)
  4. Длительность бесплатной консультации - 20 минут.
Имя *
E-mail *
Телефон *